volsh (volsh) wrote,
volsh
volsh

Categories:

Mahou Shoujo Ikusei Keikaku - мертвая обезьянка

Ради этого поста я, пожалуй, даже расконсервирую блог. Мне говорили, что появилась новая Мадока. Мне говорили, что жанр махо-седзе сделал очередной рывок. Мне говорили, что в «золотом фонде» аниме прибыло. И я терпел и ждал весь сезон, чтобы наконец-то посмотреть эту работу. Меня обманули.

Много лет назад я прочел перевод речи Миядзаки о Тедзуке и один отрывок с тех пор запал мне в память.
Тэдзука, работая над мультфильмом «Путешествие на запад», настаивал на вставном эпизоде, в котором главный герой, обезьяний царь Сунь Укун обнаруживает, что пока он отсутствовал, его возлюбленная-обезьянка погибла. Чем же обоснована ее смерть? Ничем. Тэдзука якобы произнес всего одну фразу: «Так будет чувствительнее». Услышав об этих словах, я отчетливо понял, что могу наконец с ним проститься.
Почему-то большинство читавших эту речь считают, что добрый дедушка Миядзаки пожалел бедную обезьянку. Очнитесь: добрый дедушка Миядзаки бомбит к хренам собачьим целые города в своих работах. Все гораздо проще. Смерть – это крайне сильный сюжетный ход. Его нужно использовать очень осторожно, и только тогда, это действительно нужно. Существуют миллионы способов дернуть за струнку души зрителя. Существуют сотни способов показать смерть так, что будет рыдать зал. Но использование смерти чтобы «расчувствовать» зрителя – это авторская импотенция.

Любая действительно стоящая работа, будь то книга, фильм или аниме-сериал содержит в себе Идею, Вопрос. Если в ней этого нет – то это пустышка. Может быть дорогая, может быть эффектная, но пустышка. В этом отличие первой Матрицы от третьей: в первой была Идея (пусть сворованная, но все же), во второй – ее развитие… а в третьей были спецэффекты.
Сейлормун – Вопрос с перерождением (Мамору люблю я или та, с Луны?), вопрос с Темной Луной, с Мессией, с «человек я или тварь» (слуги-звери из 4ого сезона), проблемы звездной троицы…
Наноха – идея «добро должно быть с кулаками», ответственность волшебницы, проблема Тестароссы-старшей и т.д.
Мадока – стоимость желания, взаимосвязанность жизней, отношения Бога и Дьявола..

А Юки Юна? Девочки дерутся и, о боже, страдают от этого. И, невероятная жестокость!, их об этом не предупредили. И? Здесь нет идеи, здесь нет катарсиса. Весь расчет, весь сценарий строится на сопереживании зрителя страдающим девочкам, потому что они а) страдают и б) девочки. Это насквозь фальшиво и настолько же противно.

Что же нам предложили в «Mahou Shoujo Ikusei Keikaku»? Взять 16 девочек и поочередно их убить. Завязка ок. С помощью нее можно показать слом личности, можно пойти в абсурдность следованию правилам, можно… можно было выбрать миллион сюжетных и идейных дорог. Нам же показали… как поочередно умирают 16 (ну почти) девочек. Которым мы должны сопереживать, потому что они а) девочки и б) умирают.

Я отсмотрел все 12 серий, с единственным вопросом. «Зачем?» Зачем зритель, заканчивая просмотр серии, должен смотреть следующую? Узнать, как героини меняются в процессе? Они вообще не меняются. Может быть там был какой-то хитрый сюжет, выворачивавший петли, за которым мы следили, затаив дыхание? Тоже нет, он прямой и простой как палка. Узнать чем закончится?
У сюжетов, построенных на «чем все закончится?» есть ровно два пути развития. Можно придумать офигенных, цепляющих за душу героев, которым зритель сопереживает всеми фибрами души. Тогда мы получим финал «Кода Гиасс»: да пофиг там, что с Британской Империей и 11 сектором, лучше скажите, жив ли Лелуш??? А можно придумать интересный сеттинг, мир, про жизнь в котором хочется слушать дальше: Эврика 7, Си, Trinity Blood, RWBY и т.д.

В Mahou Shoujo Ikusei Keikaku нет отдельного сеттинга. Ну т.е. где-то есть Магическая Страна, но на сеттинг это не тянет. А что касается героев… Посмотрели сериал? Подождите 2 дня. А потом попробуйте вспомнить имя какой-нибудь героини. Если получится, то у вас очень хорошая память. Девочек слишком много, им уделено слишком мало времени, их истории – это выдержки из архивных папок, а не личности. Статисты, задача которых – умереть. И самое обидное, что мне абсолютно не жалко, что их «не успели раскрыть» - они того не стоили. Исключение – ниндзя, этого персонажа действительно жалко. В смысле, не по сюжету, а по тому, что она попала в это аниме.
Тогда откуда такая популярность? Почитал ворлд-арт, шикомори, роттена.. "Ооооо, кровищааааа, крутаааа!" Блин. Я не знаю, как это комментировать. Хотя нет, знаю. Такой же хайп был по поводу Elfien Lied лет 10 назад. "Ооо, великая работа! Чем? Кровищааааааа...."  Так вот, даже у "кровищи" есть своя эстетика. Но ни в "Эльфийской песне", ни в "Плане обучения" ее нет. Даже здесь пустышка.

Уже написав все этого, я долго пытался понять, почему же так мне так обидно. Обманутые ожидания? Так не в первый раз, и не в десятый. Потраченное время? Так не зря потратил, теперь могу вести обоснованную критику. А потом понял.
Мне обидно за Мадоку. Мне обидно за шедевр, рядом с которым пытаются положить мертвую обезьянку.
Subscribe

  • Nanoha : Detonation

    Сразу скажу, что все что написано ниже — это только про сюжет. К графической части вопросов нет — нарисовано очень хорошо, музыка тоже радует, даже…

  • Внезапно

    Ради такого даже пришлось расконсервировать ЖЖ. :) Внимание: реклама Internet Explorer в виде аниме! Получилось достаточно забавно :)

  • Внезапно - про политику

    Вообще-то я не очень слежу за Санта-Барбарой под новым названием "Российская политика". Но тут все-таки выборы мэра намечаются, надо как-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment